Все об образовании Челябинска: вузы, институты, колледжи, подготовительные курсы, школы, детские сады и лагеря.
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Решение проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов

Неутешительные итоги

Министерством образования в 2014 году были проведены совместные исследования, которые касались трудоустройства выпускников ВУЗов после окончания обучения. Такие масштабные исследования проводились совместно с Пенсионным фондом и Рособрнадзором, было задействовано 30 ВУЗов федерального и регионального значения. Результаты исследования оказались неутешительными: примерно четвертая часть выпускников устроиться на работу по специальности не смогли. Большинство из выпускников, не нашедших работу по специальности, трудоустроились там, где полученная специальность, да и всё полученное образование, не востребовано. Заместитель начальника департамента государственной политики в области высшего образования Святослав Сорокин, выступая на заседании «круглого стола», который был посвящён взаимоотношениям ВУЗов и работодателей, такое положение дел назвал серьёзной проблемой.

В действительности ситуация такова, что огромные суммы, выделяющиеся на обучение и подготовку молодых специалистов из федерального бюджета, расходуются нерационально – не приносят вообще никакого видимого результата. Учитывая это, господин Сорокин заявил, что в законодательство будет внесен ряд изменений, касающихся норм обучения и целевого приёма в учебные заведения.

Что изменится?

В закон будут внесены изменения, согласно которым в рамках такого обучения увеличатся объёмы обязательств, которые сейчас берут на себя ВУЗы и работодатели. Сразу после получения диплома молодым специалистам, закончившим ВУЗ, трудоустройство будет гарантировано. Также будет увеличено количество мер социальной поддержки студентов в процессе обучения. Такими мерами в первую очередь являются стипендии и компенсация на время прохождения практики.

Одновременно возрастет число обязанностей у молодых специалистов. Если после получения диплома выпускник откажется от трудоустройства, то он должен будет компенсировать затраты на свою подготовку предприятию, которое направило его на обучение. Причем компенсацию придется выплачивать в двойном размере.

Святослав Сорокин считает, что подобные меры будут действенными и улучшат ситуацию с трудоустройством на работу молодых специалистов. Чем больше студентов, которые обучаются по целевым программам, будет в ВУЗе, тем больше бюджетных мест будет выделено этому ВУЗу.

В качестве примера господин Сорокин привёл пример действующего проекта, реализация которого началась в 2014 году. Цель проекта - увеличения престижа инженерных специальностей. 3000 студентов в 2014 году обучались по целевым программам на специальностях, которые связаны с оборонными отраслями. Заинтересованными в целевом обучении работодателями были выделены дополнительные средства, поэтому такое обучение оказалось возможным.

Сейчас в законодательстве уже есть изменения, которые касаются подсчета и прогнозирования контрольных цифр приёма в ВУЗы на педагогические и связанные с педагогикой специальности. Уже в 2017 году на число рабочих мест, предоставляемых в ВУЗах, заметно повлияют объёмы целевой подготовки молодых специалистов в интересах работодателей.

Задачи поставлены, что ожидать в результате?

Каких результатов следует ожидать в результате внесения изменений в законодательство? Несомненно, изменение неприятной и сложной ситуации с 25% нетрудоустроенных по специальности молодых специалистов. А если смотреть дальше?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, обратимся к определению целевого обучения. Целевая программа обучения — получение образования бесплатно по направлению от какого-либо предприятия. При таком обучении между предприятием, студентом и ВУЗом заключается договор. После получения диплома молодой специалист должен определенный срок работать на том предприятии, которое его направило в ВУЗ и выделило средства на его обучение. Если по каким-либо причинам выпускник не хочет работать на предприятии, направившем его на учёбу, он должен возвратить все деньги, потраченные на обучение, причем в двойном размере.

Студент при этом должен любить свою профессию и действительно хорошо её овладеть. А для этого лучше бы пройти профориентацию.

Ожидаемые преимущества и недостатки

Какие преимущества можно получить, обучаясь по целевому направлению? Студенты получают стимул для учёбы, уверенность в трудоустройстве после окончания обучения, и в своём будущем в полном смысле этого слова. Ещё одно преимущество целевого обучения – это обучение на бюджетной основе. Это весьма существенно для тех студентов, которым для поступления на бюджетное отделение не хватило баллов, и у которых нет возможности обучаться на платной основе. Поступить в ВУЗ по целевому направлению сегодня намного проще: для целевиков отдельный конкурс, который даже в самом престижном ВУЗе не превышает 2 – 2,5 человек.

Кроме того, для обучающихся по целевому направлению решён вопрос относительно стипендии, есть гарантированное место, где он будет проходить практику и ознакомительную, и преддипломную. В некоторых случаях предприятие, направляющее студента на учёбу, помогает студенту с жильём, оплачивая проживание в общежитии, или помогает найти съёмную квартиру.

Предприятие, которое направило студента на учёбу, поможет ему в поиске рабочего материала для научных и исследовательских работ, в том числе и студенческих курсовых.

После окончания учёбы молодой специалист будет гарантировано работать по специальности, следовательно, получит практический опыт работы.

Преимуществ, действительно, много, как и недостатков. Неважно, как в процессе обучения у студента менялись жизненные обстоятельства и планы, он обязан после завершения обучения выйти на работу в том городе и на том предприятии, которое выдало ему направление на учёбу.

Заработная плата на данном предприятии может оказаться гораздо ниже, чем на других предприятиях этой же отрасли. Возможно, у выпускника на этом предприятии не будет никаких перспектив карьерного роста.

Студент не может сменить специальность, если он обучается по целевому направлению. Исключения составляют те случаи, когда новая специальность тесно связана со старой, но всё равно этот вопрос придется долго "утрясать" с кураторами.

Организация-работодатель будет ожидать или даже требовать от студента успешной учёбы.

Нередки случаи, когда студент разочаровывается в выборе своей будущей профессии, только происходит это обычно на втором или третьем курсе. И что делать тому, кто в процессе обучения понял, что выбранная специальность не для него?

Получается, что целевое направление на учёбу от предприятия будет преимуществом для тех студентов, кто точно уверен в своём выборе и готов остаться в родном городе при любых обстоятельствах, чтобы после окончания обучения отработать положенное время. 

В настоящее время на самом высоком уровне озаботились проблемами трудоустройства выпускников. Министерства хотят сделать обучение целевым и полезным. Но каждый ли студент знает, чему хочет учиться? Результаты исследования оказались неутешительными: примерно четвертая часть выпускников устроиться на работу по специальности не смогли. Большинство из выпускников, не нашедших работу по специальности, трудоустроились там, где полученная специальность, да и всё полученное образование, не востребовано.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги