Все статьи
Выбор профессии: делаем первые шаги
Если Вы сейчас читаете эту статью, то можно предположить, что Вы заняты решением одного из самых сложных жизненных вопросов, и Вы заинтересованы Вашим будущим. Можно вас поздравить – Вы идете в правильном направлении, самостоятельно, смело продвигаетесь к успеху.
Проблема правильного выбора профессии с давних времен стояла перед людьми. В разное время к этому вопросу обращались Аристотель, Т. Кампанелла, Т. Мор, Р. Оуэн, М. Монтень, Т. Гоббс, Гете, Гегель. Эта проблема очень важна, так как затрагивает интересы и отдельно взятого человека и в целом всего общества. Она определяет, сможет ли человек построить карьеру и, следовательно, будет ли общество развиваться.
А как сделать изначально правильный выбор, найти оптимальный путь своего развития как профессионала, выбрать профессию, которая будет востребована, пользуется популярностью, но в тоже время будет интересной и любимой и будет приносить достойный заработок?
Надо сказать, что не существует идеального алгоритма успешного выбора профессии, но есть ряд приемов, позволяющих к нему приблизиться.
Первым условием успеха можно считать САМОАНАЛИЗ. Попробуйте глубже себя изучить, ответьте себе на вопросы «ЧТО Я НА САМОМ ДЕЛЕ ХОЧУ?», «КАКОЕ МЕСТО Я ЗАНИМАЮ В ТОМ МИРЕ?», «ЧТО Я МОГУ?».
«ЧТО Я НА САМОМ ДЕЛЕ ХОЧУ?» - этот вопрос поможет Вам осознать собственные профессиональные потребности. А осознанная потребность – это уже мотив, указатель направления движения и поиска. Осознать свою потребность нелегко и очень часто даже профессионал не может навскидку сказать, чем его привлекла его профессия.
Профессиональными мотивами можно считать: ваш интерес к какому-либо делу, востребованность, престижность, популярность профессии, высокая зарплата, подходящие условия труда, возможность карьерного роста и т.д.
Свою будущую профессию очень важно совместить со своими мотивами, в противном случае в будущем они будут напоминать о себе. И всё-таки главным мотивом профессии является ИНТЕРЕС. Если Вас привлекают растения, животные, то Вам будет интересно сливаться с объектами живой природы в процессе своей профессиональной деятельности. А если вас притягивает техника, то интерес к ней Вы сможете поддерживать в деятельности физика-теоретика или инженера-конструктора.
«КАКОЕ МЕСТО Я ЗАНИМАЮ В ТОМ МИРЕ?», «ЧТО Я МОГУ?» - это вопросы, ответы на которые помогут в изучении своего характера и темперамента, своих способностей и возможностей. В идеале тип Вашей профессиональной деятельности должен совпадать с типом Вашей личности. Например, если Вы общительны, то Вам лучше всего подойдут профессии, которые связаны с многочисленными контактами, а если Вы – человек эмоционально неустойчивый, то вряд ли для Вас подойдет рутинная работа, которая предполагает концентрацию внимания в течение длительного времени.
В каждой профессии можно выделить предъявляемый профессионалу набор профессионально-значимых качеств. Например, дизайнеру важно образное мышление, водителю – внимание и т.д. Изучая свои способности, одновременно сопоставьте их с профессионально-значимыми качествами той или иной профессии. Постоянно работайте над собой, познавайте себя. Это поможет Вам более ясно увидеть Ваше место в мире профессий, Ваши слабые стороны, подскажет, какие качества нужно развивать и постоянно тренировать. Следует помнить, что интересы, способности, черты характера – это достаточно гибкие, изменяющиеся качества.
Узнать себя лучше можно с помощью несложного упражнения: попробуйте посмотреть на себя глазами другого человека. Человека, которого Вы достаточно хорошо знаете. Попробуйте объяснить свои поступки с точки зрения этого человека. Тогда Вам станет понятно, как Вас видят другие люди.
Если сомневаетесь, то выбирайте такую профессию, где Вы сможете максимально реализовать свои способности, именно в этой деятельности сможете добиться наибольшего успеха.
Вторая составляющая успеха – ВНЕШНЯЯ АКТИВНОСТЬ. Интересуйтесь, узнавайте, добивайтесь, выясняйте. Мир, существующий вокруг нас, ответит на все вопросы. Источник и информации вокруг Вас – это друзья, родители, учителя, знакомые, справочники, журналы, книги, Интернет и профессиональные консультанты. И чем больше узнаете о профессиях, тем более ясно будет Вам из чего выбирать.
Мир профессий невероятно сложен и многогранен. Изучая этот мир необходимо знать законы, по которым он развивается и живет, а для этого нужно уметь разбираться в его терминологии и структуре. Поэтому об этом нужно поговорить подробнее.
ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который предполагает наличие от человека определенного уровня специальных знаний, умений и навыков и служит источником доходов.
Профессия содержит в себе группу родственных специальностей (например, профессия «водитель» делится на специальности: "водитель троллейбуса", "водитель автобуса" и т.д.).
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – это отдельная отрасль техники, науки, искусства или мастерства.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс, в результате которого человек приобретает специальные знания и навыки в какой-либо области.
КВАЛИФИКАЦИЯ – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, вид и степень профессиональной обученности, необходимые для выполнения определенного вида работы, степень развития профессиональных знаний и навыков. Квалификация, в первую очередь, определяется присвоенными профессионалу разрядами.
ДОЛЖНОСТЬ – это трудовые обязанности человека, выполняемые им на определенном положении в штатной структуре предприятия или учреждения.
Для полной картины представьте себе следующую последовательность: после обучения в вузе по СПЕЦИАЛЬНОСТИ "психология" вы проходите СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ "детская и возрастная психология" и получаете КВАЛИФИКАЦИЮ "детский психолог", чтобы пойти работать на предприятие и исполнять ДОЛЖНОСТЬ "детского психолога" по ПРОФЕССИИ "психолог".
У каждой профессии есть свои признаки, по которым она отличается от других профессий, либо сходна с другими профессиями. К таким признакам относятся предмет труда, объект труда, цели и задачи труда, оплата труда, средства труда, условия труда, результат труда требования к уровню образования, здоровью, профессионально важным качествам субъекта труда и др.
Объект, предмет труда – то на что направлен этот труд.
Цель труда – основное предназначение профессии.
Задачи труда – приемы и способы достижения цели труда.
Средства труда – это предметы материального мира, которые обеспечивают оптимальное выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется труд.
Результат труда – продукт, получаемый в результате выполненного труда.
Оплата труда – форма вознаграждения за труд.
Требования к уровню образования – образовательный стандарт, установленный нормативно для профессии.
Профессионально важные качества – психологические, социально-психологические и психофизиологические качества личности, соответствующие требованиям профессиональной деятельности.
Рассмотрим на примере профессии «учитель». Объектом труда в этом случае будет ученик. Предметом труда являются знания ученика; цель труда в данном примере – обеспечение процесса обучения в соответствии с необходимыми нормативами; задачи труда – это выступление перед классом, проведение самостоятельных, контрольных работ и т.д.; средства труда – класс, стулья, парты, учебники, доска, видеоаппаратура и т.д.; результатом труда будут успешно сданные учениками нормативы; оплата труда – заработная плата и социальные льготы; требования к уровню образования - высшее педагогическое образование и специализация по предмету; требования к профессионально важным качествам – любовь к детям, трудолюбие, целеустремленность, развитые организаторские способности, общительность, хорошая память, воображение, внимание и т.д. Такое описание профессии в комплексе называется профессиограммой.
Удобно изучать мир профессии, классифицируя их по какому-либо признаку. Например, по популярности можно выделить профессии популярные и не популярные; по востребованности - востребованные и не востребованные; по уровню заработка – высокооплачиваемые профессии и невысокооплачиваемые; по уровню образования - требующие начального профессионального, среднего профессионального, или высшего профессионального образования и т.п.
Существуем большое количество различных классификаций профессии. Например, при классификации по предмету труда выделяются следующие типы профессий: человек-природа, человек-человек, человек-техника, человек-художественный образ, человек-знаковая система; классификация по средствам труда позволяет выделить отделы: ручного труда; машинно-ручного; автоматизированных и автоматических систем, устройств, приборов, функциональных орудий труда, простых речеголосовых проявлений и т.п.; при классификации по характеру труда выделяют классы: творческие, исполнительские и руководящие.
Важно изучить и историю профессий, так как при выборе профессии Вы также выбираете и свой профессиональный путь далеко вперед. Окружающий мир быстро меняется, появляются новые потребности общества, новые технологии и это обуславливает появление новых профессии, на смену одних профессий приходят другие. Было время, когда ни одна организация не могла обойтись без почтовых пересылок, машиниста печатной машинки, а телефонную связь обеспечивал целый штат телефонистов, теперь им на смену приходят мобильная связь, компьютеры, Интернет. Но в то же время существуют и «вечные» профессии, например, врач или учитель, которые своей актуальности никогда не потеряют.
И ещё один очень важный совет – научитесь ценить своё время. В настоящий момент вы заняты решением вопроса выбора профессии, а завтра необходимо будет выбирать вуз, а потом искать работу – жизнь течет и нельзя терять ни минуты. Будьте готовы сделать разумный выбор.
И, наконец, хочется Вам предложить алгоритм продвижения на пути к профессиональному успеху.
Выбор профессии: основные шаги
1. Составьте список профессий, которые Вас привлекают и Вам подходят.
2. Составьте список Ваших требований к Вашему профессиональному будущему.
3. Оцените важность каждого своего требования.
4. Сопоставьте требования выбранной профессии с Вашими личностными качествами.
5. Сделайте анализ и определите, какая из профессий подходит Вам больше других.
6. Обсудите свой выбор профессии с родителями, друзьями, учителями, специалистами.
7. Наметьте практические шаги к успеху.
Желаем Вам успехов в профессиональной деятельности!
Ваш комментарий
Рейтинги
Название | Рейтинг |
---|---|
1. ФИНУНИВЕРСИТЕТ | 1478 |
2. Университет МИУ | 1170 |
3. ЮУрГУ | 1161 |
4. ЧелГУ | 1153 |
5. ЧИЭП | 1134 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. ЧЮК | 813 |
2. Академический колледж | 661 |
3. Технологический колледж сервис | 546 |
4. ЮУрГТК | 479 |
5. ЧЮТ | 398 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Гимназия № 63 | 99 |
2. Начальная школа №67 ОАО РЖД | 85 |
3. Лицей № 31 | 61 |
4. ЧОЛИ | 51 |
5. Гимназия №10 | 46 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Детский сад №67 ОАО РЖД | 80 |
2. Солнышко | 27 |
3. Какаду | 20 |
4. Детский сад 181 | 20 |
5. Волшебный ключик | 17 |
Комментарии